• Тел.: 8 (351) 263-20-70, 8 (351) 263-00-95
  • Е-mail: min@culture-chel.ru
Главная » 

[Версия для печати]

Грядущая премьера в Камерном театре грозит стать событием – пьесы лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой никогда прежде на челябинских подмостках не появлялись.

- Как вам удалось договориться с автором?

- На удивление она оказалась совсем не высокомерным человеком,  легко вступила в переписку, с ней было совсем несложно подписать договор.

- Чем вас привлекают произведения Улицкой?

- Она глубокий, умный и честный человек, и беллетристика у нее прекрасная. Улицкая замечательна тем, что в одной капле она видит море. Простая, бытовая история, частный случай – капля, но за этим видно море человеческое. К сожалению, у нынешних драматургов мы наблюдаем одни только капли.

- Но почему выбрали именно эту пьесу? Сейчас еврейский вопрос неактуален – исход евреев из России пришелся на 80-е, теперь уже толком никого и не осталось.

- Сегодня вопрос крови, национальности, инаковости буквально взорвал мир, и мир находится в растерянности. Посмотрите, сколько разных конфликтов возникает постоянно, взять тот же скандал вокруг Исаакиевского собора. Теперь религия разъединяет людей, ведет к хаосу, толкает к религиозным войнам, а ведь по сути должно быть наоборот. Хорошо, если еврейская тема не актуальна, то почему они снова уезжают? После 2-й мировой войны все договорились, что нужно гуманизировать общество, взялись за просвещение и… дошли до абсурда. Сейчас 21 век заявляет о своих правах, точно также,  как 20-й заявил о себе в 1914-м, когда началась война за передел мира. Каким человечество выйдет из новой ситуации и выйдет ли? Вопросы серьезные, а повод подумать об этом дает всего лишь эта простая пьеса, где в состоянии войны находятся близкие люди, которые никак не могут договориться. Семейный Вавилион, где Бог решил наказать человечество и лишил способности понимать друг друга. Мать так хотела счастья сыну, что абсолютно не слышала, чего же хочет сын, и в результате потеряла его. Плюс к этому пьеса написана хорошим языком, с живыми персонажами, среди которых нет линейных -  в каждом множество противоречий, и с этим ужасно интересно разбираться.

- Судя по всему, пьеса адресуется прежде всего к старшему поколению?

- Не только.  Лично мой идеальный зритель в театр приходит, чтобы войти в диалог. В этой истории есть и отцы, и дети. Мама – центральный персонаж, потому что все конфликты проходят через нее, она – двигатель процесса, она настойчиво пытается свою цель реализовать, но на этом пути все теряет и разрушает. Те самые благие намерения, которые не приводят ни к чему хорошему. Проблема в том, что все мы хотим чего-то хорошего, но в результате оказываемся на развалинах. Молодая пара тоже важна и интересна. Невеста Соня – абсолютно ведомая, как та овца - такой эпитет ей дает сама Улицкая. Эсфирь переворошила ее судьбу, в результате девочка отказывается от влюбленного в нее мальчика только потому, что он не готов принять ее приемную маму-еврейку. Молодое, безмозглое существо становится личностью и в ущерб себе делает выбор нравственного порядка. Я считаю, что это достойно уважения. Точно также,  как решение Симы, приемной матери Сонечки, удочерить русскую девочку. Мне симпатично, что в сложнейших обстоятельствах, стоя на краю, люди остаются людьми. А это так важно по нынешним временам, когда постоянно нужно делать выбор, держаться, чтобы не предать, не продать, остаться просто порядочным человеком. Сейчас время конформизма, и кто знает, где та точка, когда душа становится невозвратна.

- Каким будет жанр спектакля?

- По жанру это анекдот, причем анекдот именно еврейского порядка, когда и грустно, и смешно. Хотя в пьесе есть все – лирика, даже абсурд, для меня это – анекдот, где взгляд на самих себя выражается  в краткой, ироничной форме.

- Но если анекдот, зритель должен смеяться. Над чем он будет смеяться, если в пьесе обсуждаются важные и сложные проблемы?

- Я очень надеюсь, что спектакль будет смешным. Хотя происходящее драматично, но изложено смешно. Потому что надуманно, нет в этих поступках никакой необходимости. Я вообще не понимаю людей без юмора, они выглядят глупо, многозначительно.Сложные вещи всегда нужно рассказывать легко, и как раз Улицкая это делает блестяще.

- Но ведь в конце героиня отказывается от сына, это уже совсем не смешно.

- В конце героиня остается в пустоте, но у театра есть право на свою точку зрения. Я считаю, что все-таки центральный персонаж не заслуживает полного поражения. Мы ставим в конце многоточие, мы , как и автор, не можем оставить человека без надежды, без перспективы, ведь именно этим и жив человек.  В этом отношении Улицкая отличается от множества представителей так называемой новой драмы. Сейчас множество пьес представляют собой констатацию хаоса, потерю всех связей. В произведениях Улицкой есть тонкость, любовь к человеку, вера в человека, иначе бы она, облитая зеленкой, уехала из этой страны. При всем при том, у нее сложные отношения с еврейством – они считают себя избранным народом – это бахвальство или заблуждение. Улицкая - гуманист по мироощущению, она надеется, что человек способен сохранить нравственные законы и постулаты, которые нас охраняют. Нужно  уметь работать над своими ошибками, чего у нас не хотят делать.

 

Дата публикации: 13 апреля, 2017 [19:56]
Дата изменения: 13 апреля, 2017 [20:11]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.